Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

История и традиции

Директора Споровской средней школы

                                                      

          Чайчиц Николай Павлович                                  Щурко Анна Николаевна                        Липский Михаил Михайлович

                          (1964-1981)                                                     (1981-2007)                                         (2007 - ) 

Историческая справка об учебных учреждениях д.Спорово.

Старожилы деревни рассказывают, что после реформы 1861 года в деревне была построена церковно-приходская школа. В каком конкретно году, сведений не сохранилось. А до построения школы, в обычном дому занимался с детьми человек по фамилии Хлебец. В новую школу приехал учитель Адам Николаевич Курута. Он окончил семинарию и обучал детей в деревне почти до 1920 года.
            Количество учащихся было небольшим на протяжении этого времени. Родители могли отправлять детей в школу, а могли и не отправлять. Обязательного обучения не было.
            После польско-советской войны 1920- 1921 г. территория Западной Белоруссии очутилась под Польшей, в том числе и наша деревня. Жизнь людей стала тяжелой. Вся земля принадлежала пану, крестьяне вынуждены были арендовать небольшие наделы. Не хватало хлеба, одежды. Укореняли польский язык, традиции, культуру, католическую веру.
            Абсолютное количество детей и взрослых были не грамотными, хотя и была на деревне открыта сельская школа, в которой дети обеспеченных родителей могли получить начальное образование.

            Школа была небольшая, деревянная, состояла из двух классных комнат. Здесь, в школе жил учитель Боркевич Иван и его жена Ганарата. Школа была огорожена забором и при школе был небольшой надел земли. Занятия проходили в две смены и обучение было только на польском языке. Приходил священник и проводил уроки молитвы. Каждый день было по 4-5 урока. Изучались такие предметы как польский язык, история, география, математика, на которых учитель отводил много времени практическим занятиям. Проводились и занятия по физике и литературе. Изучали стихи, песни, ставили постановки, но только на польском языке, на родном белорусском языке говорить и петь не разрешалось. Все жили очень бедно и в школу ходили в лаптях, в самотканной одежде. Книжки и тетради были дорогие.   В школе была очень строгая дисциплина. Учителя имели большие полномочия. Они могли применять физические наказания: бить об стену головой, ставить на длительное время на колени. Когда, например, кто-нибудь не выучил стихотворение на изусть, его ставили на 2 часа на колени с поднятыми руками. Дети были обязаны регулярно посещать школу.

            Старожилы помнят и еще одного учителя – еврея по фамилии  Канатопский. Которому помогали его дочери Мария и Миля. Они обучали детей во второй половине 30-х годов.
Лесные школы в годы Великой Отечественной войны.
            Одной из первых на территории Споровских болот была организована лесная школа в отряде имени Калинина. В школе обучалось 50 детей. Учителями были Фаина Петровна Карабетян и Петр Ильич Ивановский.
            Лесные школы организовывались в боевых и семейных лагерях. В сложных условиях жизни, часто под бомбежками учились партизанские дети основам грамоты. Азбуки они вырезали с коры, писали на бересте, на самодельной доске выводили грозные слова:
- 30 ноября 1943 года мой отец убил 50 фрицев.
            Занятия проходили под открытым небом, под дубом. В конце учебного года устраивали переходные экзамены.
            В те суровые годы в лесных школах продолжали работу пионерские отряды. Дети разучивали стихотворения, песни, выступали с концертами, собирали лекарственные растения.

            В 1948 году в деревне была построена небольшая деревянная школа. Школа представляла собой деревянный дом с двумя классными комнатами. Заведующим школой был Лютыч Михаил Якимович, а учителем Козека Семен Корнеевич. 

                                                          

             В 1949 году в августе месяце приехали две молодые учительницы: Надежда Семеновна Давыденко и Наталья Ивановна Алексина. Молодые учительницы вспоминают, что 1 сентября 1949 года в школу пришли по одному ученику в класс. Дети вынуждены были работать. Они служили у людей: пасли домашних животных. Настоящее обучение в школе налаживалось, когда наступали морозы, все сельскохозяйственные работы были сделаны. До наступления морозов дети ходили в школу босяком, в самотканых рубашках. Школьных принадлежностей было очень мало.

            В это время работала еще одна малокомплектная школа, которая находилась далеко за деревней, в урочище «Дворища». Учителем в этой школе работал Волчек Онуфрий Давыдович.
            В 1951 году в начальную школу приехали молодые учителя: Анатолий Тихонович Малащенко и Нелли Ивановна Хлуцкая.
            В 1959 году в деревне произошло большое событие: была построена большая кирпичная школа-семилетка. Директором ее был назначен Миронов М.Т.                                      
По вечерам в школе работала вечерняя школа, в которой все желающие получали среднее образование. Школа была размещена на месте разрушенной во время войны церкви.

            Семьи в то время были очень большими. В каждой семье было 6-10 детей. Поэтому в 1967 году началось строительство новой трехэтажной средней школы. Директором этой школы был назначен Николай Павлович Чайчиц. В школе были спортивный зал, библиотека, столовая, пионерская комната и учебные кабинеты.

                                          

            В 1986 году школа была достроена: был достроен новый трехэтажный корпус с большими просторными кабинетами и отдельным спортивным корпусом. В этом была большая заслуга бывшего директора школы Чайчица Николая Павловича. 

                                         

 

Разделы сайта